просто интересно всё

суббота, 10 сентября 2011 г.

о культуре и образовании

Очень часто приходится слышать, что в России забываются традиции, исчезает культура, молодое поколение деградирует.
Я, не являюсь специалистом ни культурологии, ни педагогики, ни философии, ни религии на конец.
Но находясь по ряду своих занятий и увлечений в среде людей которые пытаются, так сказать, поменять или сохранить наши культурные ценности, замечаю очень важный ряд интересных моментов.
Первое, что меня поражает, это, как-то многие из них, почему-то, не смущаются обращаться за помощью в благих начинаниях  к людям с сомнительными финансовыми возможностями.
Второе, что у меня вызывает непонимание, как можно насадить человеку то, что он не понимает...?

При разговоре с одним представителем культурного сообщества, мне было заявлено: "культуру надо насаждать силой, иначе нельзя". Так как же ее насаждать, ну заперли дверь на симфониях Моцарта или в краеведческом музее и  что дальше?... Так ведь не пойдут больше никогда или заснут где-нибудь в углу при просмотре. Разве можно получить результат таким путем? На мой взгляд нет!!!
Я думаю, что все должно разделять механизмами воздействия, регулирования.  Не будем же мы откручивать шуруп пилой, а пилить отверткой. Общество, конечно, система сложнее, но алгоритм схожий. 
Чтобы  что-то сделать надо подобрать нужный инструмент. А что бы человеку было интересно, он должен понимать зачем ему это и что это такое. 
Если мы ему говорим, что классическая музыка это хорошо, так давайте объясним ему почему это так и вообще о чем она. 
Если мы хотим сохранить народные промыслы, давайте объясним зачем они нам нужны и в чем от них польза в современном мире и т.д. И я считаю, что это не утилитаристский подход, а объективный подход, подход предполагающий уважение к человеку. 
Большинство людей уважают себя и хотят что бы их уважали и ценили и если они поймут, что это их уровень, что они могут его познать и узнать в нем интересное для себя обычный человек будет это воспринимать. 
Посещая музеи вижу такую ситуацию: смотрители не позволяют задавать вопросы себе (не все, но многие), что же в этом плохого, если человека что-то заинтересовало и он хочет об этом узнать. Возможно это его первый шаг к цивилизованному виду, а уважаемые бабушки на корню это пресекают, да иногда и так, что ни в какой музей больше и под палкой не пойдешь. 
Заметьте, что все плохое делается очень нежно и очень популярно, а оно ведь и так проще для восприятия.
Еще один, на мой взгляд, важный момент. Очень большую роль я отвожу школе  (общеобразовательной школе), где должны даваться основы многих алгоритмов понимания жизни: и кто такой Моцарт в школе должны пояснить, а ученик уж пусть сам сделает вывод нравятся ему эти произведения или нет, и возможно он этот вывод сделает спустя много лет. Но рассказать надо, а не навязать. 
Не претендую на правильность своего мнения, но думаю рациональность в нем есть!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий