просто интересно всё

суббота, 18 февраля 2012 г.

Новинская игрушка (самая древняя в Нижегородском регионе, но выжившая)


Он гордо шел, жевал калач,
В подарок нес жене кумач,
Сестре платок, а для детей
В сусальном золоте коней.
(Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо", о Новинских конях в сусальном золоте)

История Новинской деревянной игрушки неразрывно связана с историей села Новинки и близлежащих деревень и сел. Местом  бытования традиционной деревянной игрушки стали затерявшиеся в  лесной глуши небольшие деревни, починки.  Их прошлое уходит своими корнями в глубокую древность. Почему именно в окрестностях  с. Новинки зародился и на  протяжении нескольких столетий развивался и бытовал игрушечный промысел, что послужило толчком к его появлению? Чтобы разобраться в этом, необходимо сделать экскурс в историю Белогородья.
В начале 20-го столетия Нижегородская губернская ученая архивная комиссия дала такую характеристику этой местности: «Белогородье – обширная, густо заселенная полоса вдоль правого волжского берега, от Заволжья до Катунок. Кроме многолюдных  Василевой слободы и Катунок, в Белогородье насчитывается до двухсот деревень и починков – небольших, в три – четыре двора».  Среди них было и село Новинки.
      Почти в каждой деревне Белогородской волости занимались обработкой дерева. Священник И. Доброзраков писал о селе Катунки с его приходскими деревнями: «Жители деревень всего более занимаются ложкарным и веретенным ремеслами и особенно много производят всевозможной деревянной посуды и домашней утвари. Делают  кленовые гребни для чески пряжи.  Ложки делаются  из осинника, впрочем красят их здесь мало, они чаще красятся в деревнях ближе к Пуреховской волости. Березовых ложек вовсе почти не делают, хотя цена им двойная. Продажа ложек производится каждый воскресный день на базаре в селе Пурех. Веретена делаются из березы,  продажа которых бывает в селе Пурех и в посаде Пучеж Костромской губернии, а из этих мест развозят их, как ложки, в разные места России. Веретенное ремесло много хуже ложкарного». (Нижегородский сборник (т.1) стр.176,186,189 под ред. А.С.Гациского).
Самым распространенным в Белогородской волости был ложкарный промысел. У мастера было много инструмента, который  делали местные кузнецы. Это – топор, тесло, ножи-резцы – до 11 наименований. Процесс работы ложкаря разбивался на 12 стадий: приготовление ступки, отесывание, тесание, кружение, тесление, обзатыливание, обточка, обрезка, выломка, чистка, скобление и отделка ложки. Белые (белье) ложки сушили, протирали мукой и клейстером, два раза красили и «жарили», а после третьей окраски олифой и сушки – товар готов.
    К ремеслу приучали с детства. Испокон  веку в народе считалось необходимым смолоду обучиться какому-то рукодельному мастерству, чтобы добыть хлеб насущный и вообще средства к жизни. В процессе изготовления ложек принимали участие все члены семьи, от мала до велика.   Детям с шести – семи лет  давали несложную работу – приготовление «баклуши» ступки, которую накалывали из дощечки.  Топор наставляли на дощечку по размеру будущей ложки и по его обуху  ударяли («били») деревянной колотушкой – отсюда пошло народное выражение «это тебе не баклуши бить».  Вся семья была за работой, трудились с утра до вечера, тут уж не до малышей. А чтобы они были заняты, да не вертелись под ногами, на скорую руку из дощечек, баклушек, лучинок, отщепов стали им делать деревянные игрушки, все же за делом.  Они делались простыми, экономичными приемами, без лишних подробностей, из осины и сосны, с помощью ножа и топора.
   Сначала ложкари и посудники делали игрушки  только для себя - своих детей.  С  каждой новой игрушкой закреплялись и совершенствовались приемы и навыки изготовления.   Интерес к игрушкам возрастал,  стали их делать на заказ. С увеличением спроса на игрушки стало понятно, что на этом тоже можно заработать. Так в числе другого щепного товара деревянные игрушки стали  появляться на местных  базарах. 
   Священник И.Лебединский о селе Пурех с его приходскими деревнями пишет:  Щепной товар, продающийся на здешнем базаре, состоит из березовых и осиновых ложек, веретен, половников, прядильных гребней и детских игрушек. Выделыванием его постоянно, в течение всего года, занимаются крестьяне  окружающих пуреховскую волость многочисленных, так называемых, белгородских деревень, из которых каждый весь свой недельный заработок вывозит в Пурех на базар и продает одному известному или разным покупателям, также окрестным крестьянам, отправляющим щепной товар в большом количестве в разные губернии. * (Нижегородский сборник под редакцией А.С. Гациского. 1869г. т.2 стр. 251).
    К ранним белогородским игрушкам конца XVIII – нач. XIX века относятся каталки-колёски, каталки-вертушки,  меленки,  кузнецы на подвижных планках. Здешние мастера превосходно чувствовали и "понимали" качества, свойства, красоту материала, и в то же время техника изготовления игрушек была удивительно простой и незамысловатой.

       Двухглавый конек-каталка, развернутый в плоскости, подобен изображениям коней на гребнях, ткацких станах, в домовой резьбе.  Символика близнечных коней у славян связывалась с Солнцем – весенним и осенним, с представлением о двух божественных  близнецах,  детях  неба. С крутым выгибом шеи, с откровенной оторванностью от реальных форм, они символизировали как бы ту стремительность, которая была свойственна бегу священного коня, олицетворявшего солнце.
    Игрушки расписывались белыми концентрическими тройными кругами, основное поле оставалось белым. Позднее игрушки купали в горшках с фуксином, придавали им густо-малиновый, ярко-желтый фон.   В   Чкаловском  районе  коньков   звали «суришными» потому, что красили их еще цветом пламенного свинцового сурика.

      Каталка-вертушка уже более сложная и динамичная игрушка. Колеса вращают деревянные пластинки, на которых стоят по коню, один синий, другой красный. Побежит малыш вместе с каталкой – кони весело завертятся, и не беда, что синих и красных коней не бывает. Игрушку расписывали тоже белыми концентрическими кругами.

       Другая, не менее выразительная, остроумная традиционная игрушка – кузнецы на подвижных планках. Ее конструктивная основа – две широкие горизонтальные планки. Как обдуманно срезаны у них «рабочие» края, будто высунувшиеся загнутые кверху хвостики, за    которые так и хочется  подергать.   Уже в этих первоначальных элементах игрушки заложена и великолепно выражена идея движения. Сами фигурки кузнецов предельно условны: практически лишь несколько срезов на голове вселяют жизнь в сухие щепочки. Резчик пластически точно рисует суровый облик человечка с насупленными бровями, строгим прямым носом и как бы широко открытым ртом: в игрушке метко запечатлен образ способного без устали ковать кузнеца, легко несущего свой тяжелый молот. Наверное, поэтому игрушка вселяет в нас бодрый, жизнерадостный дух. Эта сила эмоционального воздействия достигнута мастерами с гениальной простотой. Стукнул один кузнец по наковальне, а другой мгновенно откинулся назад, замер, изготовился к работе. Затем ударил, описав дугу молоточком, и снова отпрянул, запрокинулся. И так идет дружная стукотня-перестук, слаженная бойкая работа. В такт фигуркам щелкают сухие деревянные палочки – звонкие молоточки, и создается удивительный по гармонии ритм, обогащенный еще и узором. Планки украшены полосами и рядами кистевых мазков или кругами точек. Во время игры узор смещается, впечатление движения усиливается. Точки будто начинают кружиться, вертикали образуют новые ряды, то разрываются, то смыкаются снова, и кажется, летят в стороны красочные брызги-искры, бегут цветовые мазки нотными строками ритмичной музыки. Все в этой игрушке целесообразно подчинено идее рабочего ритма. Все продумано до подлинного совершенства с поистине изумительным  художественным даром.   

      Мастера - веретенщики делали игрушку «каталка-меленка». Для  ее изготовления  требовалась токарная обработка,  как  и  для  точения  веретен. У этой игрушки колеса вращают два конических барабана к которым на круглых палочках крепятся птички. Игрушка расписывалась  белыми  концентрическими тройными  кругами, полосками, точками,  основное поле оставалось белым, т.е. чистым.
    Фигурки геометрического орнамента  (круги, ромбы, волнистые линии, кресты, спирали) в древности были символами (знаками) солнца, земли, воды, ветра.  В 18-19 веках вера в магическую силу геометрического орнамента ослабла, его элементы переосмысливались и получали новые названия, в которых фиксировались наблюдения реального мира – кирпичики (ромбы), елочки (треугольники), горошек (кружочки), солнышко (розетка с лучами) и т.д.  Однако, сохраняя орнамент в целом, следовали, по признанию старых мастеров, «заветам отцов»
    Мастерили игрушки из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетая столярные и резные детали с токарными. Скупыми и точными, в совершенстве отработанными приемами создавались игрушки простых и строгих, классических по своей ясности форм.  Степень художественной обобщенности  игрушек доведена до символического звучания. Не случайно именно эти характерные местные игрушки были самыми дешевыми и ходовыми на местных базарах.   Изготовлением игрушек, в основном, занимались зимой.

    Кустари-игрушечники жили в нескольких деревнях в окрестностях  села Новинки и делали деревянные игрушки двух видов – топорно-щепные и точеные.  Ещё в 1905 году  эти игрушки изготавливали 11 семей  в 7 деревнях: Таборы-1 семья, 1 работник, часть года, изделий в год 8000; Перхурово- 1 семья, 1 работник, часть года, изделий в год 1500; Сонино-3 семьи, 4 работника, часть года,  изделий в год 1100; Семеново-3 семьи, 6 работников, часть года, изделий в год 1400; Ильдово-1 семья, 2 работника, часть года, изделий в год 2000; Страшево-1 семья, 1 работник, круглый год; изделий в год 6000; Васильково-1 семья, 1 работник, часть года; изделий в год 2400.*  
(Данные - А.А.Ильинский «Ложкарно-веретенный промысел», Балахнинский уезд, 1905 г).




Обязательно нужно сохранить и возродить!!!


1 комментарий: