просто интересно всё

суббота, 7 апреля 2012 г.

Экранопланостроение России: проблемы и перспективы

5 апреля я принял участие в проектной сессии "Как возродить российское экранопланостроение?" организованной Институтом Демографии, миграции и регионального развития.
 http://www.youtube.com/watch?v=GIUeAJCjSBo&feature=uploademail (видеозапись)
http://www.idmrr.ru/news/00679.html (пресс-релиз)

Экраноплан - скоростное водное транспортное судно, использующее эффект динамического поддержания при движении вблизи границы воздушной и водной поверхности.

Отрасль экранопланостроения в России, полагаю, можно внести в десятку самых проблематичных отраслей промышленного развития, и проблематична она не потому, что она не жизнеспособна, а потому, что эта отрасль постоянно дискриминируется властью, и начало этому было положено во времена Р.Е. Алекссева, когда ген. конструктора Алексеева отлучили от экранопланостроения, передав управлять этой отраслью не далеких лиц. 
К счастью, Алексеев сумел передать свои наработки, а современный ученый и деловой состав сумели сохранить и развить экранопланостроение, но власть по-прежнему не желает поддерживать проекты экранопланостроения, столь важные для страны. 

За чем нам экранопланы? Для ответа на этот вопрос, посмотрим на основные транспортные проблемы России: 1. огромная территория страны, 2. огромные водные ресурсы, отделяющие населенные пункты, города и целые регионы друг от друга, а также морские межгосударственные границы, 3. сложности с железнодорожным транспортом: стоимость, необходимость создания интермодальных узлов, 4. слабая или даже плохая авиационная инфраструктура (аэродромы, в первую очередь), 5. скоростные показатели водных судов и вопросы с портами.
На мой взгляд, это основные транспортные (материально-коммуникационные проблемы) России!
Экраноплан решает ВСЕ из них! 

Экраноплан: 1. экономичен, 2. высокая скорость (200 км/ч и выше), 3. использование на водной глади, с заездом на сушу, ледяной глади, 4. устойчив к погодным условиям, 5. возможность перевозить людей и грузы, 6. возможность создания на суше специальных высокоскоростных трасс (до 300км/ч) для передвижения экранопланов, более дешевых, чем Ж/Д пути, 7. способность подскока экраноплана до 150м, позволяет преодолевать высокие препятствия (мосты, сушу) без изменения инфраструктуры, 8. отсутствие необходимости строить специальные дорогостоящие места посадки, 9. легкое инфраструктурное встраивание в интермодальные узлы с Ж/Д, автотраспортом и т.д.


Проблемы! Как ни странно, но  главной проблемой экранопланостроения, является
-  отсутствие комплекса нормативно-правовой документации, регламентирующий данную отрасль;
- следующей проблемой, на мой взгляд, является отсутствие специально выделенного подразделения в регулирующем ведомстве - МинТрансе России;
- отсутствие выстроенных логистических путей применения экранопланов, проектированием которых должны заняться регионы;
- отсутствие первоначального заказа, инициатором которого должно выступить государство;
- отсутствие финансовых систем для построения материальных моделей экранопланов и дальнейшего привлечения инвестиций в серийное производство;


Пути решения! Я полагаю, что сейчас для сохранения и развития отрасли экранопланов, по технологии производства которых Россия еще имеет маленькие преимущества, нужно принять комплекс мер:
1. - создать на базе Минтранса России ведомство отвечающее за экранопланостроение страны,
2. - совместно с производителями и регионами выработать нормативно-правовую базу строительства, эксплуатации и статуса экранопланов в России,
3. - создать логистический проект использования экранопланов в России,
4. - создать финансовую схему инвестирования в создание демонстрационных моделей экранопланов: полагаю, что это должны быть гранты, выдающиеся компаниям-разработчикам через открытые экспертные советы,
5. - разработка РЖД интермодальных узлов с применением экранопланов,
6. - создание пула финансовых структур (разработка программ инвестирования), способных инвестировать в серийное производство экранопланов,
7. - подготовить исследование о потребностях и возможных поставках российских экранопланов иностранным государствам и договора сотрудничества с ними.


Зоны применения экранопланов:
= Дальневосточный-сахалинский-камчатский-чукотский регион
= водная граница Россия-Япония
= регионы Севера и Сибири, разделенные крупными реками (Ямал, например)
= Каспийский регион: межгосударственные водные границы
= северо-западный регион России: внутренние водные территории и межгосударственные водные границы (Финский залив, например)


          На мой взгляд, развитие отрасли экранопланостроения в России позволит в сильной степени стабилизировать и развить сложные регионы России, Дальнего Востока, в первую очередь, что даст создание новых рабочих мест, поднимет на новый уровень экономический потенциал регионов, создаст их более успешное взаимодействие с соседними государствами. 
Развитие отрасли Экранопланов должно стать одной из первых задач новосозданной Госкорпорации "Развитие Дальнего Востока", под руководством г-на Шувалова. 


1 комментарий:

  1. Sumfish@rambler.ru25 июня 2012 г., 02:31

    Уважаемый! Я полностью с Вами согласен. Скажу, что экранопланы будут востребованы и еа Юге России: пробки на дороге М-4 "Дон" летом -это уже анекдот. Орион-12П хотят поставить на трассу Новороссийск-Сочи. Великолепный маршрут -Ростов-на-дону -Керчь. На все этих маршрутах трасса экраноплана может быть в 1,5-2 раза короче автомобильной. Если же паром в Керченском проливе ходить не будет, то и в три раза на экраноплане будет короче.Беда, что Минтранс вообще игнорирует проблемы транспорта на воздушной подушке. Где они ходят -это инициатива исключительно администраций субъектов Федерации.

    ОтветитьУдалить