просто интересно всё

среда, 13 ноября 2013 г.

Муниципальный антинаркотический план как инструмент вовлечения наркозависимых в созидательные процессы развития

Выступил с докладом "о деятельности муниципальных антинаркотических комиссий и комплексности в антинаркотической политике" в городе Гагарин Смоленской области.
Пришлось несколько изменить доклад, в блоге публикую его полный вариант.
Считаю, что ГАК России и ФСКН России действительно можно назвать министерством Развития, поскольку только на их площадках обсуждается комплексный подход и демонстрируются итоговые факты не развития страны! 
А основным фактом не развития является 8,5 млн. чел. наркозависимых и 40 млн. чел. наркотических созависимых.

      По данным проведенного в 2011 году Федеральной службой России по контролю за оборотом наркотиков мониторинга наркоситуации, в РФ число лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, оценивается в 8,5 млн. человек и именно они обеспечивают до 80 % всей уличной преступности в стране и одновременно образуют как рынок спроса, так и инфраструктуру сбыта наркотиков.
В России, несмотря на доступность амбулаторных и стационарных форм наркологической помощи, эффективность общегосударственных усилий в освобождении от зависимости остается низкой. Только 2% наркозависимых снимаются с наркологического учета в связи с выздоровлением (стойкой длительной ремиссией, более 1 года), большинство больных наркоманией возвращаются к наркопотреблению, вновь становятся участниками незаконного оборота наркотических средств.
Эксперты отмечают, что злоупотребление наркотическими, психотропными веществами и алкоголем является симптомом глубоких общественных противоречий, с которыми сталкивается личность в попытках преодолеть стрессовые жизненные ситуации,
А материальный успех, ценность которого постоянно тиражируется в рыночном обществе, для миллионов россиян практически недостижим с помощью легальных средств. Неумение и нередко невозможность добиваться конструктивных целей, преодолевать проблемы законными средствами приводит многих «аутсайдеров» из этой социальной среды к уходу в мир иллюзий.

В своем выступлении на круглом столе в Государственной думе РФ 22 ноября 2012 года директор ФСКН России В.П. Иванов отметил: «нельзя сводить помощь наркозависимым исключительно к медицине. …
В основе освобождения от зависимости, прежде всего, лежит введение бывшего наркопотребителя в терапевтическое и восстанавливающее сообщество, которое не только отказывается от приёма наркотических веществ, но и культивирует ценности достойной и полноценной жизни, служения стране и обществу, активного жизнестроительства. Это ключевой момент. Без переворота ценностей в сознании от наркомании не избавиться».
В своей работе, посвященной исследованию социологии подростковой наркотизации, профессор Ю.Ю. Комлев отмечает, что «наркотический дебют с большей вероятностью возможен именно там, где не организован или не доступен конструктивный досуг молодежи, где нет образцов содержательной деятельности, ориентированной на нравственное и профессиональное саморазвитие личности, при этом подчеркивается, что
роль семьи для нормативной социализации подростков и молодежи имеет ключевое значение. Особенно она велика в современных условиях, когда многие традиционные институты социализации и социального контроля утратили, а новые еще не приобрели должного влияния на молодежь, когда усиливается информационное воздействие массовой культуры на ценностные ориентации и поведение подростков».

17 сентября 2013 года на выездном совещании Председателя ГАК России, Председатель ГАК, Директор ФСКН России Виктор Петрович Иванов заявил, что «Невозможно перевоспитать наркомана, посадив его в тюрьму. Скорее, напротив, в тюрьме он может научиться и другим формам криминального поведения. Проблема наркотизации общества может быть решена только комплексными мерами на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном».
При этом Виктор Петрович отметил, что «решающим звеном здесь является муниципальный уровень. Именно здесь - в сёлах, городах и муниципальных районах - происходят важнейшие события нашей российской жизни».
Механизмом реализации работы на муниципальной территории Председатель ГАК России видит в едином управленческом механизме в виде муниципальных антинаркотических планов.
Принципиальными аспектами реализации программы МАП, являются: активное задействование в антинаркотической деятельности на муниципальном уровне потенциала неправительственного сектора и немедицинской реабилитации.

За последние ТРИ года в каждом муниципалитете России созданы Муниципальные антинаркотические комиссии, действующие при Главе МСУ или главе администрации, которые являются координирующей структурой организаций муниципальной и государственной власти в составе органов антинаркотической деятельности на муниципальной территории.

По мнению Виктора Петровича Иванова, в основу МАПов должны быть положены минимум 4 принципиальных блока:
- выявление наркопотребителей и их мотивирование на реабилитацию;
- непосредственно реабилитационные программы, где есть возможности – те же реабилитационные центры;
- постреабилитационные программы, включая вопросы социальной реинтеграции и, прежде всего, трудоустройства;
- базовая профилактика с опорой на предупреждение, превенцию, где правильно поставленное образование и социально-экономическое развитие играют основную роль.

Исходя из принципов функционирования МАПов, задачами МАНКов является: организация работы территориальных подразделений существующих на муниципальной территории и относящихся к министерствам: Здравоохранения, Социальной защиты, Труда, Образования, Экономики, Сельского Хозяйства, Внутренних дел; работа с органами УФСКН по региону по информированию состояния наркотической ситуации на своей территории; постановка задач перед организациями-членами МАНК об осуществлении антинаркотической деятельности по профилактике, выявлению потребителей и постреабилитации; формирование запроса в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации на предоставление услуг по реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков (сертификационная система).
Мотивирование потребителей осуществляется на основании:
- проведение информационной работы на территории (социальная реклама);
- предоставление альтернативного выбора в случае совершения правонарушений в соответствии с законодательством РФ;
- разъяснение потребителям и их родственникам негативных последствий потребления НС и ПВ;
- социально-экономическое развитие семей групп риска (трудоустройство, образовательная деятельность);
- общее улучшение социально-экономического положения территории.

Особо важным направлением для профилактики и постреабилитационного сопровождения является деятельность по повышению социально-экономических условий жителей территории в виде создания качественных условий жизни, организация благоприятной для жизни территории проживания, снижение стрессового состояния населения (экология, плотность застройки, транспортная система, организация доступного отдыха населения и мотивирования к участию в нем).
Инструментом качественного развития муниципальной территории, может выступать только проектный комплексный подход, развитие системы кооперации и ассоциативных форм хозяйствующего взаимодействия, повышение общей культуры и образования населения.

Таким образом, антинаркотическая политика России ставит именно муниципальную территорию (район или городской округ), наряду с семьёй и индивидом, головным заказчиком на реабилитацию, а также точкой развития человеческого капитала в России.

А муниципальный антинаркотический план предлагается как инструмент координационного органа управления Муниципальной антинаркотической комиссии муниципальной территории для стратегического планирования и межведомственного управления территорией. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий