просто интересно всё

пятница, 21 марта 2014 г.

Стратегия ГАК России в отношении новой Антинаркотической политики России.


Цитаты из выступлений Директора ФСКН России В.П. Иванова:

Наркоситуация в России крайне тяжёлая, достаточно сказать, что среди нас живут более 8 миллионов наркопотребителей, и именно они обеспечивают до 80 % всей уличной преступности в стране и одновременно образуют как рынок спроса, так и инфраструктуру сбыта наркотиков.
Из этого в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики и указаний Президента России следует необходимость в ближайшие три-пять лет кардинально сократить уровень и масштаб наркомании, тем самым, защитить как самих наркопотребителей, так и всё население от наркопотребителей, которые, к несчастью,  являются основой дистрибутивной сети, создают общий  криминальный фон, и опасны в повседневной жизни – речь идёт о профессиях, связанных с риском,  водители, лётчики, военные, диспетчеры АЭС и другие.
Во-первых, необходимо срочно вооружать ГАК и ФСКН России  полномочиями временно приостанавливать гражданский оборот новых, доселе неизвестных веществ, в отношении которых появились существенные основания признавать их наркотическими.
 Во-вторых, серьёзнейшей проблемой является законодательное разрешение вопроса конфискации имущества наркодилеров.
 Но полицейская работа по отношению к такой  сугубо социальной проблеме как наркомания не может вестись изолированно от базовых процессов в обществе. NB!
Уровень интенсивности полицейских усилий по борьбе с наркоманией ярко виден из одной только цифры – текущее количество сограждан, наказанных решениями суда или находящихся под следствием за преступления, связанные с наркотиками, составляет 550 тысяч человек, что, вне всяких сомнений, запредельно, и свидетельствует о серьёзном изъяне в самом государственном подходе к борьбе с наркоманией.
Изложенное выше диктует необходимость приступить к реализации политики, направленной на денаркотизацию, а по сути - на декриминализацию общества через кардинальное снижение спроса на наркотики, законодательно выдавливая наркопотребителей из свободного обитания в обществе в специализированные центры социальной реабилитации для прохождения обстоятельного и долгосрочного курса освобождения от наркозависимости. NB!
Но на сегодня в стране нет национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации, а имеющиеся примерно 500 негосударственных реабилитационных центров действуют, как умеют, на свой страх и риск, практически вне государственной поддержки и абсолютно вне правового поля.
Государственная медицина видит только 650 тысяч, обратившихся за наркологической помощью, а государственная социальная защита не видит ни тех, ни других.
С учетом того, что реальное число лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях оценивается в 8,5 млн человек, получается, что фактическая эффективность государства в освобождении от наркозависимости составляет менее 0,2 %. NB!
А главное что я увидел, то что не видел в наркологических клиниках это живые глаза, люди не затуманены нейролептиками,  а живые красивые и молодые, в их глазах горит желание жить и работать. А вот что им делать - это зависит от нас с вами,  уважаемые законодатели.
Нельзя сводить помощь наркозависимым исключительно к медицине, необходимо по сути с нуля создавать сквозную федеральную практику долгосрочной социальной реабилитации.
Использование подтвержденных мировой практикой методов социальной реабилитации, реализуемых преимущественно неправительственными организациями, но в условиях организации мощной разнообразной грантовой и бюджетной государственной поддержки, позволит поднять эффективность освобождения от наркозависимости в 10 и более раз и кардинально изменит ситуацию в стране.
минимально необходимое число наркопотребителей, которых необходимо, и уже сейчас возможно вовлекать в программы социальной реабилитации, составляет не менее 150 тысяч человек (в год – прим.), то есть почти в 10 раз больше, чем сегодня.
Мы в настоящее время  стимулируем создание нового для нашей страны института альтернативной ответственности, когда наркопотребителю, совершившему незначительное преступление, предлагается вместо отбывания наказания пройти полный курс реабилитации.
Условно систему можно определить как реабилитирующе-восстанавливающее сообщество, три ступени и три ключа.
введение бывшего наркопотребителя в терапевтическое и восстанавливающее сообщество, Без переворота ценностей в сознании от наркомании не избавиться.
Три ступени освобождения наркопотребителя от наркомании определяют последовательное восхождение через медицинскую наркологическую помощь, социальную реабилитацию и постреабилитационный персональный патронат.
В финансовом плане третья ступень наименее затратная, но и наиболее сложная, требующая сложной координации усилий и восстанавливающего сообщества, и семьи, и всех служб по месту жительства. (МАНК – прим.)
Специально хотел бы отметить приоритетную роль региональных систем социальной защиты и всей федеральной вертикали социальной работы.
Сегодня, повторю, человеку попросту некуда пойти – вся система законодательства создана исходя из предположения, что можно всю проблему наркомании свалить на наркологическую медицинскую службу, но мировой опыт и практика организации освобождения от зависимости в России говорят о прямо противоположном – нужна долгосрочная немедицинская социальная реабилитация.
Мы понимаем, что основная тяжесть практической работы ложится на регионы и муниципальные  образования, на неправительственные организации. Но без ясной позиции государства и чёткого законодательного оформления новой для нашей страны практики социальной реабилитации кардинального изменения в наркоситуации мы не получим.  (Государственная Дума, 22 ноября 2012 года)

Средний возраст начала употребления наркотиков составляет 

15-16 лет, а средний возраст умерших от сопутствующих наркомании заболеваний и передозировок – 30 лет. Крайне высокая смертность – более 100 тыс. человек ежегодно - наблюдается в наиболее здоровой и активной возрастной категории 15-34 летних.
Приведенная выше статистика подтверждает, что наркопотребление не только криминализует молодежную среду, но и критически ухудшает демографические показатели в обществе.
Главная задача программы состоит в увеличении числа включенных в эффективные программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей - до 150 тысяч человек ежегодно (с нынешних примерно 25 тысяч) и повышение эффективности освобождения от наркотической зависимости как минимум до 30% стойкой длительной ремиссии (с нынешних примерно 3%). NB!
Хочу подчеркнуть, что разрабатываемая программа комплексной реабилитации позволит уберечь за семь лет до 2020 года от втягивания в наркопотребление до 1 миллиона наших молодых людей. Это обеспечивается исключением из криминальных схем общества наркозависимых путём размещения их в социальных реабилитационных центрах. Именно это является колоссальным ресурсом профилактики наркомании и наркопреступности в Российской Федерации!
Качественная организация антинаркотической работы невозможна без соответствующей подготовки кадров.
Задача волонтёра – разъяснить, убедить, смотивировать каждого потребляющего зелье к прохождению реабилитации.
Передовой опыт работы в области реабилитации и ресоциализации наркозависимых сейчас аккумулируется в Национальной Ассоциации реабилитационных центров, которая объединила и продолжает объединять  проверенные временем программы государственной и негосударственной реабилитации. NB! (из выступления в Саранске).

В этой связи уже сегодня необходимо организовывать систему межведомственных проектов, которые станут базой реализации государственной межведомственной программы.
В рамках разработки ГМП мы провели  с Министерством сельскоо хозяйства РФ несколько совещаний, на которых обсудили принципиальные подходы и механизмы к организации сельскохозяйственных постреабилитационных общин и предоставление дополнительных возможностей реабилитационным центрам для аграрного труда и самообеспечения. Это крайне сложное, но и перспективное направление.
Поэтому если нет желающих мы (ФСКН) будем брать ответственность за реабилитацию и создание Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации.
Реабилитация – это прежде всего, прямое обеспечения безопасности наших граждан, декриминализация и денаркотизация молодежной среды.
Именно в целях решения этой проблемы (снижение наркотических преступлений) и обеспечения коренной декриминализации общества Президент Российской Федерации поручил нашей службе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать данную государственную межведомственную программу «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».
Таким образом, если ежегодно 150 тыс. человек будут находиться в программах реабилитации и исключаться из криминальной системы наркоторговли, то тем самым будет предотвращаться около 20 млн. преступлений, связанных со сбытом наркотиков.
То есть, речь идёт не только об ощутимом подрыве социальной базы наркомании, но и о прямом сбережении нашего народа в нестабильной демографической ситуации.
Для повышения эффективности помощи потребителям наркотиков мы учитываем передовой мировой опыт, в частности, опыт Швеции, Норвегии, Израиля и других стран, где социальные службы активно участвуют в оказании социальной помощи потребителям наркотиков, формируют сеть муниципальных и региональных центров социально-психологической реабилитации, контролируют и поддерживают деятельность негосударственных реабилитационных центров. (ГАК 28 июня 2013 года)

Анализ свидетельствует, что невзирая на усилия всего мирового сообщества, продолжается непрерывный рост производства и потребления наркотиков.
Наркопроизводство приобрело принципиально планетарный характер и из частного вида преступности стало универсальным генератором экстремизма, нестабильности и политической турбулентностив мире.
Реализуя силовые методы, мы не должны забывать необходимость трансформации социальной базы наркопроизводства, опирающейся на депрессивные сегменты общества, а это требует стимулирования со стороны наркополиции альтернативной экономики развития в странах наркопроизводства и транзита.
Полицейская функция сегодня, не подменяя собой экономику, вместе с тем, должна в рамках комплексного и сбалансированного подхода ООН в борьбе с наркотиками участвовать в организации системы альтернативного развития, замещающего наркоэкономику. (Москва, 5 июня 2013 года)

Анализ передового опыта показывает, что базисом является организация процессов ресоциализации и социальной защиты всех страдающих от наркомании (включая алкоголизм) – как самих зависимых, так и их близких (которые находятся в состоянии созависимости), и всего населения, на которое эти пагубные социальные последствия жестко и мощно действуют.
Согласно данным мониторинга, опыт употребления наркотиков имеют порядка 13 % российских граждан (18 млн. человек). При этом к 24 годам уже каждый пятый молодой человек пробовал наркотики. Общее число лиц, эпизодически употребляющих наркотики в немедицинских целях, достигает 5,5 млн. человек, а лиц, употребляющих наркотики регулярно, – порядка 3 млн. человек.
Магистральным направлением неполицейских действий по снижению спроса является организация национальной системы социальной реабилитации наркопотребителей, поскольку сегодня очевиден перекос в сторону медицинского сегмента наркологической помощи, который, в условиях отсутствия социальной реабилитационной помощи и её поддержки со стороны разных уровней власти, имеет крайне незначительный эффект - не более 2 % - т.е. 98 % практически сразу после оказания медицинской наркологической помощи в диспансерах продолжают потреблять наркотики.
Только созданием указанной национальном системы на основе общественно-государственного партнёрства, обеспечение возвратных преференций преимущественно негосударственным  реабилитационным центрам позволит обеспечить необходимый уровень социальной защиты лиц, попавших в зависимость от наркопотребления.
Наркомания – это социальное явление, которое выступает прямым следствием неразвития.
В плане проектирования жизнеутверждающего социума Белгородская область является образцовой. Экономику Белгородской области нередко оценивают так: между китайскими темпами роста и европейским уровнем социальных программ. NB!
Опыт профилактирования Белгородской области необходимо тщательно изучить, описать и сделать настольными рекомендациями не только для других региональных управлений ФСКН, но и для всех российских полицейских и специальных служб, а также для региональных и муниципальных властей.
Опыт профилактирования Белгородской области необходимо тщательно изучить, описать и сделать настольными рекомендациями не только для других региональных управлений ФСКН, но и для всех российских полицейских и специальных служб, а также для региональных и муниципальных властей.
В настоящее время НИЦ ФСКН совместно с ГАК подготовлены Рекомендации по организации региональной системы реабилитации и ресоциализации.
То есть антинаркотическая политика часто стоит совершенно отдельно, в стороне, от социальной политики. Это, конечно же, абсолютно ненормально.
наркомания – это прежде всего, не болезнь, а социальная катастрофа, феномен, в первую очередь социально-культурный, а не медицинский.
Главным в борьбе с наркоманией должно стать обеспечение надёжной социальной защиты наших граждан – это и есть практическое наполнение поставленной Президентом России задачи сбережения народа. NB!
И наркопотребители, и страдающие от их антисоциальных поступков фактически являются классическими лицами, попадающими в сложную жизненную ситуацию и требующие системы действий и мер поддержки со стороны региональных властей и общества.
Сертификат на реабилитацию давал бы направляемым на реабилитацию определённую, пусть и небольшую, финансовую базу, скажем в несколько тысяч рублей, что задавало бы фундаментальную поддержку негосударственным реабилитационных центрам на прозрачной и понятной основе.
Возможно, имело бы смысл ввести на муниципальном уровне специальные комиссии по ресоциализации лиц, имевших наркотическую или алкогольную зависимость – по типу Комиссии по делам несовершеннолетних (как проект).
Фундаментальным вопросом остаётся содействие в занятости при ресоциализации. И здесь мы уже входим в область реальной экономики.
Правильно организованная экономика на региональном уровне – самая лучшая и мощная профилактика наркомании.
Почему наркомафии удаётся непрерывно втягивать нашу молодёжь в потребление наркотиков? Потому что, оставаясь невостребованной обществом и не получая реализации своих талантов и образования, значительная часть молодежи подталкивается к суррогатным формам существования и аномальной активизации своего сознания – и здесь прямой путь к наркотикам.
Если говорить о проблеме профилактики по-государственному, то нельзя ее сводить исключительно к антинаркотической пропаганде, тем более что эффективность её нередко сомнительна. NB! (10 июля 2012  года в г. Белгород)

Нередко наблюдается незамысловатая имитация деятельности региональных комиссий, когда проводятся длительные заседания с дежурными докладами, или увлечение разовыми яркими мероприятиями, - концертами, раздачей маек с грозными лозунгами на них, телемарафонами, - то есть того, что называется пиаром, и другие не всегда осмысленные попытки найти своё место под солнцем.
Очевидно, что сегодня необходимо в срочном порядке провести инвентаризацию того, что происходит на муниципальном уровне и выработать систему мер по наиболее эффективной деятельности муниципальных антинаркотических комиссий и при этом остановить необоснованное вмешательство в эту деятельность.
Ещё раз специально подчеркну: вовлечение муниципального уровня управления в стране в единую государственную антинаркотическую политику произведено не для того, чтобы окончательно перегрузить и без того перегруженных муниципальных служащих, а в целях замыкания федерального и регионального уровней антинаркотической политики на базовый ключевой муниципальный слой, где люди, собственно, трудятся и живут. Это означает, что надо так организовывать деятельность муниципальных комиссий, чтобы по факту разгрузить занятость по другим направлениям и сделать антинаркотическую политику практическим инструментом решения главных для каждого города и района проблем. И конечно же, это означает, что федеральный и субъектовый уровни управления должны не просто помогать, а создавать всю систему механизмов и сервисов, чтобы резко улучшать возможности на муниципальном уровне.
Поэтому региональные антинаркотические комиссии обязаны, цитирую Президента,  «радикально ограничить возможности разного рода проверяющих органов вмешиваться в работу муниципалитетов, стоять над душой, что называется». NB! (помогать, а не проверять)
В качестве яркого примера и, одновременно, сути главного в организации деятельности антинаркотических комиссий приведу оптимальную схему взаимодействия региона и муниципального образования при реализации стратегического направления антинаркотической политики – создания национальной системы социальной реабилитации наркопотребителей. Технологической основой такой национальной системы должен стать институт сертификата на реабилитацию, позволяющий государству на региональном уровне полноценно и персонально финансировать реабилитационные программы для наркопотребителей.
Однако, откуда и как будут поступать на реабилитацию вчерашние наркопотребители? Да, по понуждению через механизм альтернативного наказания, через мотивирование в наркодиспансерах и иных учреждениях единой медицинской наркологической службы, через активность общественных организаций. Но всё-таки главным руслом вовлечения наркопотребителей в реабилитацию должны стать именно муниципальные антинаркотические комиссии (под органами МСУ имеются ввиду и территориальные органы гос власти: полиция, соц защита и иные). Муниципальная комиссия выявляется и направляет наркопотребителей на реабилитацию, а затем их принимает после прохождения реабилитационной программы и организует персональный патронат. При этом не обязательно организовывать реабилитацию у себя в районе или городе. Даже наоборот, важнейшим условием успешной реабилитация является дистанцирование места прохождения программы от постоянного места жительства.
Муниципальные комиссии должны научиться привлекать федеральные и региональные силы для решения своих проблем – там, где на субъектовом или федеральном уровне плохо понимают такие задачи или отказываются реагировать, ГАК «вышлет доктора» и поможет понять и научиться работать для решения конкретных земных локальных проблем.
В заключение ещё раз повторю главную мысль – единая антинаркотическая вертикаль построена и в ближайшие месяцы должна быть отлажена. (20 ноября 2013 года, г. Москва, Совещание по МАНК)


Комментариев нет:

Отправить комментарий