просто интересно всё

четверг, 26 июня 2014 г.

Углегорский район – самый перспективный на Сахалине

Дал интервью газете Углегорские новости о перспективах развития Углегорского района и Сахалин в целом. (опубликовано 20 июня 2014 года):
Один из авторов проекта «Как сделать Углегорский район Сахалинской области лидером дальневосточного развития», проектная сессия по которому состоялась в ноябре 2013 года в Москве на площадке «Движения Развития», член Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития В. П. Хрыков согласился поделиться с нашими читателями своими мыслями по поводу значимости Углегорского района для развития Сахалинской области. Он считает Углегорский район одним из самых перспективных, самобытных и уникальных мест на Сахалине.
 – Владимир Павлович, как человек со стороны и как специалист в области регионального развития, как Вы оцениваете перспективы развития Углегорского района Сахалинской области?
   – Прошлым летом я побывал в Углегорском районе, после чего в нашем институте была проведена проектная сессия по изучению района на которой, кстати, присутствовали первый вице-мэр района Р. В. Третьяков, а также представители бизнеса и общественности.
Вначале хочу сказать, что Углегорский район является уникальным местом на Сахалине. Это не просто очень красивая территория, но и удобное географическое расположение – центральная часть острова и благоприятные климатические условия. 
  Оценивать развитие Углегорского района нельзя однозначно. Насколько я знаю, районными властями делается многое для развития района, его инфраструктуры и быта людей. Увы, районные ресурсы очень скудные. Минус района и в том, что исторически он зависим от угольной промышленности, а она сейчас монополизирована, хотя методы развития угольной кампании – это, по сути, пути развития района.  
На мой взгляд, Углегорский район должен быть вторым по значимости местом на Сахалине после областной столицы - города Южно-Сахалинска. Причин этому несколько. Во-первых, центральное расположение района на острове, которое должно обеспечить соединение западного и восточного побережья и высокую перспективность мультимодальных транспортных узлов, соединяющих материк с водами Тихого океана. Во-вторых, хорошие аграрные и климатические условия, благодаря которым Углегорск может стать житницей острова. И в-третьих, наличие аэропорта, который может стать центральным на срединном Сахалине, а по сути, даже межрегиональным и по отношению к северной части острова.
Сейчас же на региональном уровне не используется весь потенциал Углегорского района, как места развития срединного и северного Сахалина, а муниципалитет района, увы, в силу своих юридических прав не сможет это осуществить.
– Хорошо, тогда давайте поговорим о стратегии развития Сахалина в целом. Вроде бы областной бюджет растёт на добыче газа, нефти, но вот население, чем дальше от областного центра, тем хуже на себе ощущает все прелести такого «богатства». Верной ли мы идём дорогой?
Я был на Сахалине в разные периоды года, посещал несколько населённых пунктов: Южно-Сахалинск, Невельск, Холмск, Корсаков, Аниву, Долинск, Углегорск.
Развитие Сахалина происходит по очень простому сценарию – это международные инвестиции, направленные на добычу полезных ископаемых. Несомненно, это хороший ход, но к настоящему времени недостаточный. Необходимо создавать отрасли переработки сырья. В той же угольной отрасли можно и нужно использовать новые технологии, например, подземную газификацию углей. Это даст экологичность при добыче и позволит создать отрасль переработки получаемого газа. Мне кажется, сахалинцам нужно обратиться к опыту развития области в советское время, который описывает в отличной книге «Область на островах» П. А. Леонов. В то время комплексность и продуманность развития острова впечатляли.
Но, будучи на острове, я увидел и более мелкие проблемы, нерешение которых у меня вызывает, мягко говоря, недоумение. Например, общественный межмуниципальный транспорт, точнее, его состояние и разобщенность частных и муниципальных компаний. Я ехал из Невельска в Холмск позапрошлой зимой, и автобус просто сломался, а заменить его было нечем. Нам пришлось из посёлка Правда добираться самим на попутках, что было непросто. Думаю, что при таком солидном областном бюджете Сахалинское правительство могло бы создать региональную транспортную государственную компанию, которая обеспечила бы сахалинцев хорошим и новым общественным транспортом.
– Сегодня всё чаще говорят, и Вы в том числе, о необходимости развития малого бизнеса с участием государства. Как Вы это видите?
– Очень хороший вопрос! Дело в том, что утверждение, будто «невидимая рука рынка» всех спасет и все отрегулирует, – миф. Ни в США, ни в Европе, малый бизнес не появляется откуда-то, это сервис, который возникает для обслуживания «большой» экономики. Также, на западе существует большой инструментарий поддержки этого малого бизнеса: от созданной в обществе культуры предпринимательства до отлаженного проектного финансирования. И опять же хочу подчеркнуть, что государством в США регулируется вся основная линия развития, и задается это через механизм Федеральной контрактной системы (по сути это госплан СССР), о которой у нас почему-то не принято говорить. У нас, увы, ничего подобного нет. Поэтому малый и средний бизнес – это высокий риск, и предприниматель в одно мгновение может как взлететь, так и очень быстро всё потерять.
Сейчас мы должны формировать малый и средний бизнес, обучать корпоративной культуре, основам экономических знаний наших граждан, включать предпринимателей в государственные контракты и проекты, помогать на старте хотя бы подготовкой бизнес-плана, первичным обучением. И все это должно делать государство, по-иному не получится. А государство самоустраняется. Есть указы по критериям бизнес-плана, есть цена его подготовки. А человек, который, например, хочет заниматься фермерством, представления не имеет, как предпринимательская система устроена, и денег у него немного, а с него несколько десятков тысяч хотят взять за неизвестный ему бизнес-план. А он картофель сажать должен уметь или корову доить, а не финансовой грамотностью менеджера крупной компании обладать.
Вот и получается, походил человек со своим участком в 100 га, ему про какой-то бизнес-план и 20–30% первоначального взноса для госпомощи проговорили.
(Окончание. Начало на 1-й стр.)
Так он и ушёл, не поняв, чего хотят от его трёх коров и картофельного поля. А разве долго государственному инвестиционному агентству, хотя бы региональному, предложить сделать это хозяйство «под ключ» этому фермеру, да объединить его в кооператив с другими фермерами, да включить его в государственный контракт на первое время, чтобы урожай не пропал? На самом деле это несложно, если заняться в рамках государства и поставить целью развитие и сохранение территории.
     – Так всё-таки, может ли быть перспективным развитие области, которое построено только на добыче природных ресурсов?
Я уже говорил, что в настоящее время необходимо стремиться к созданию переработки природных ресурсов в готовую продукцию. Это вопрос не только увеличения добавочной стоимости, но и развития технологического потенциала.
Вот, например, мы строим с иностранными партнерами какой-то проект, допустим, газовый. И что мы видим? Газ наш. Мы его добываем, сжижаем, ещё, допустим, логистика наша. А теперь посмотрите на технические модули для иностранных заводов, которые поставляются: инженеры, конструкторы, ученые – все они не наши, не российские. А это тысячи рабочих мест, которые мы создаем для иностранцев, и колоссальное их научное развитие и наша отсталость.
Вот у Вас на острове проблема с доступностью Курил. А ведь именно в России, в СССР еще, были придуманы и сконструированы экранопланы, которые могут решить проблемы доступности и с материком, и с Курильскими островами. Но почему-то нет взаимодействия с конструкторскими бюро. А могли бы трансформировать нефтяные и газовые доходы в технологический процесс.
Мы упустили много времени. Но если сейчас власть и общество Сахалина будут двигаться к одной цели, то все еще возможно возродить, и тогда Сахалин действительно будет жемчужным ожерельем России.

Записала А. БИЛЕГА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий