просто интересно всё

пятница, 26 сентября 2014 г.

О создании Нижегородского сегмента Национальной системы социальной реабилитации

ДОКЛАД
Советника Президента Национальной ассоциации реабилитационных центров, Директора Центра социального развития и противодействия наркотизации
Хрыкова Владимира Павловича
на заседании Общественного совета УФСКН по Нижегородской области
«Нижегородский сегмент Национальной системы социальной реабилитации»

Уважаемый Председательствующий!
Уважаемые члены Общественного совета!
Разрешите представить Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация реабилитационных центров», которое было создано в 2012 году. В его состав входят 59 центров реабилитации, расположенных в 12 регионах России.
НАРЦ работает в тесном сотрудничестве с региональными властями, ФСКН России, ГАК России, Министерством здравоохранения РФ. Все центры, входящие в НАРЦ, прошли добровольную сертификацию. Президентом НАРЦ является действительный государственный советник РФ 3 класса, Лауреат премии Президента РФ в области образования Ю.В.Крупнов.
Для осуществления работы с потребителями наркотических средств и иных психотропных веществ при Ассоциации создано структурное подразделение Центр индивидуальных программ реабилитации, с 1 сентября 2014 года ЦИПР работает в городе Нижний Новгород на базе Нижегородской АНО «Центр социального развития и противодействия наркотизации».

Уважаемые коллеги!
С 15 апреля 2014 года официально начался период строительства в России Национальной системы социальной реабилитации.
По данным МВД РФ в 2013 г. из общего количества всех преступлений - 22 % осуждены за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
По данным Директора ФСКН России, Председателя ГАК России В.П. Иванова, озвученным на выездном совещании Председателя ГАК в Крыму, коэффициент латентности наркопотребления в России равен от 3 до 5. А это значит, что имеющуюся медицинскую наркологическую статистику нужно увеличивать в 3-5 раз.
Говоря о ситуации в Нижегородской области нужно оценивать уровень угрозы в 30 – 50 тысяч потребителей наркотических средств и иных психотропных веществ постоянно и эпизодически. А если говорить о категории созависимых, то эта цифра становится просто ошеломляющей – 100 – 150 тысяч человек находятся в зоне риска.
Современная мировая практика показывает, что достичь реальных результатов по снижению наркопотребления в обществе можно только добившись существенного сокращения спроса на наркотики.
Анализ опыта зарубежных стран в реализации антинаркотической политики свидетельствует о приоритетности мер, обеспечивающих наркопотребителям возможность прекращения потребления наркотиков в немедицинских целях.
В ряде стран даже практикуется создание отдельных городков для людей потреблявших наркотики. Самый яркий пример такого городка город Санпатриньяно в Италии.
Как отметил, Председатель ГАК России, Директорв ФСКН России В.П. Иванов на выездном совещании в городе Псков: «… наркоманию и сопутствующую ей наркопреступность порождает спрос на наркотики, соответственно работа по сокращению спроса через реабилитацию наркопотребителей – главный ресурс снижения наркопреступности и криминальности в целом».
Создать четкую, многоаспектную систему реабилитации возможно лишь через внедрение единого механизма реабилитации, соответствующего построенной в России антинаркотической вертикали: от федерального уровня до муниципального.
Обязательными элементами региональной системы социальной реабилитации должны являться региональная антинаркотическая комиссия, как координатор регионального уровня, муниципальные комиссии как координирующий орган на месте и, как сказал В.П. Иванов на совещании 20 ноября 2013 года: «вовлечение муниципального уровня управления в стране в единую государственную антинаркотическую политику произведено … для фокусирования усилий федерального и регионального уровней антинаркотической политики на базовый ключевой муниципальный слой, где люди, собственно, живут и трудятся», т.е. муниципальная антинаркотическая комиссия должна стать той силой, которая работает с человеком, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и определять с соответствующими структурами государственной и муниципальной власти и негосударственным реабилитационным сектором, методы реагирования и помощи.
Одним из новых направлений антинаркотического противодействия является система альтернативного наказания и работа с судами и службой исполнения наказаний, которые являются элементами регионального сегмента социальной реабилитации.
Возникает вопрос, каким образом осуществлять сам процесс социальной реабилитации?
По словам В.П. Иванова «в России существует около 1000 реабилитационных центров», в Нижегородской области их более десятка.
Экспертное сообщество, занимающееся обсуждением вопроса организации процесса социальной реабилитации пришло к единому мнению, что необходим кластерный подход.
В ходе экспертной работы в Крыму было сформулировано понятие кластера социальной реабилитации – это сконцентрированная на территории региона группа взаимосвязанных и взаимодополняющих, усиливающих друг друга и кластер в целом организаций (государственных, муниципальных и негосударственных), входящих в создаваемую региональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации, как базовый механизм снижения спроса на наркотики и декриминализации молодежной среды.
Федеральным законодательством РФ определены блоки работы с потребителем наркотических средств: лечение, медицинская реабилитация, социальная реабилитация, профилактика.
Таким образом, представляется целесообразным создать в Нижегородской области, как базовый механизм Нижегородского сегмента Национальной системы социальной реабилитации Нижегородский кластер социальной реабилитации, т.е. организованный механизм с единым окном, куда потребитель направляется из муниципальных территорий и получает всю необходимую помощь от детоксикации и медицинского осмотра на предмет определения сопутствующих соматических заболеваний до долгосрочной социальной реабилитации и пересоциализации и помощи в обустройстве после окончания курса.
В настоящее время, под эгидой Национальной ассоциации реабилитационных центров в Нижегородской области формируется такой кластер из негосударственных реабилитационных и профилактирующих организаций, а также в настоящее время мы прорабатываем соглашение о сотрудничестве с Нижегородским наркологическим диспансером.
Интересным представляется предложение Дипломатического института святого благоверного князя Александра Невского об апробации в Нижегородской области программы «Антинаркотический менеджмент» с целью подготовки надлежащих управленцев в муниципальных образованиях.
Важным механизмом поддержки негосударственного реабилитационного сообщества и увеличения потока на реабилитацию может стать внедрение механизмов адресной финансовой помощи наркопотребителям через систему целевых субсидий в форме сертификатов на реабилитацию. Федеральный эксперимент по введению сертификатов сейчас проходит в городе Москва. Региональный опыт сертификатов на реабилитацию успешен в ХМАО.
К сожалению, в отличии от многих других регионов России, в Нижегородской области до сих пор не определен уполномоченный орган в сфере социальной реабилитации, что принципиально необходимо для создания регионального сегмента Национальной системы социальной реабилитации.
На пространстве постреабилитации в Нижегородской области в инициативном порядке готовится, при поддержке Министерства культуры Нижегородской области, экспериментальная программа по культурной социализации людей, прошедших реабилитацию.
В селе Новинки разрабатывается проект создания арт-терапевтического центра для созависимых на основе народных ремесел и промыслов.
Интересным представляется проект, подготовленный режиссером театра Преображения и Фондом Седьмое небо по организации театральных курсов и театральных постановок людьми прошедшими реабилитацию на площадке муниципального театра и создания театральной труппы из людей, прошедших реабилитацию, дальнейшее продолжение проекта видится в отрасли туристической деятельности.
Важный вопрос – вопрос трудоустройства, но за время работы ЦИПР Нижний Новгород к нам стали обращаться представители коммунальных структур Нижнего Новгорода с предложениями трудоустройства людей прошедших реабилитацию, поскольку, как оказалось, в настоящее время в ряде районов города Нижний Новгород под угрозой срыва зимний период благоустройства города по причине большого отсутствия необходимых трудовых единиц. Поэтому организованная и качественная реабилитация это инвестиционный и экономический фактор развития города Нижний Новгород и Нижегородской области.

Уважаемые члены Общественного совета!
Федеральная власть РФ и лично Президент России сделали очень много для создания в России важнейшей, востребованной и экономически спасительной системы социальной реабилитации.
Дело за малым! Нужно внедрить и отладить Нижегородский сегмент Национальной системы реабилитации и Нижегородский кластер социальной реабилитации в нашей Нижегородской области!
И завершить своё выступление я хочу цифрами ООН: "каждый доллар, вложенный в реабилитацию, принесет прибыль в размере от 4 до 12 долларов за счет сокращения издержек, связанных с преступностью и медицинской помощью".

Спасибо! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий