просто интересно всё

среда, 15 октября 2014 г.

Взаимодействие негосударственных и общественных организаций как важнейший фактор выстраивания комплексной системы помощи потребителям наркотиков

Выступил на конференции "Исследование факторов устойчивости ремиссии у наркозависимых, прошедших разные виды программ реабилитации и ресоциализации", организованной ФСКН России и Национальной ассоциацией реабилитационных центров (НАРЦ). 
В конференции приняли участие: советник Директора ФСКН России Габрильянц Михаил Арминакович и Президент НАРЦ Крупнов Юрий Васильевич. 

Уважаемые коллеги!
Социальная реабилитация в России, вызванная острыми требованиями фактических обстоятельств, сложилась на основе негосударственного сектора, как правило, без участия и поддержки государства.
При этом, российский самостихийный, а также зарубежный опыт, показывают эффективность работы негосударственного сектора в области социальной реабилитации, а это означает, что сейчас, уже во время утвержденной государственной подпрограммы №3, отвечающей за комплексную социальную реабилитацию, нужно создавать цивилизованный и взаимопродуктивный диалог негосударственного сектора социальной реабилитации.
Данную необходимость подтверждает ГАК России, ставя задачу выхода на ежегодную реабилитацию в количестве 150 тысяч человек и предлагая кластерную систему организации пространства социальной реабилитации. Напомню, что сформулированное в Крыму определение кластер социальной реабилитации звучит как сконцентрированное на территории региона группа взаимосвязанных и взаимодополняющих, усиливающих друг друга и кластер в целом организаций (государственных, муниципальных и неправительственных), входящих в создаваемую региональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации, как базового механизма снижения спроса на наркотики и декриминализации молодежной среды.

Организация системной работы реабилитационного сообщества, требует построения новой сферы деятельности – сферы социальной реабилитации, под которой стоит понимать коллективную мыследеятельность, обеспечивающую "связывание" организационно-управленческой и экономической деятельности, науки, образования кадров реабилитологов и управленцев в сфере антинаркотического менеджмента, взаимосвязь различных уровней реабилитационного процесса и институтов реабилитации.
Сфера социальной реабилитации, с одной стороны, функционирует в системе взаимодействующих сфер, где взаимодействующими субъектами должны стать РЦ, государственные структуры, организации на постреабилитационной/профилактической фазах и семья, а с другой стороны, как автономная сфера деятельности по социальной реабилитации, где реабилитационное сообщество должно стать индустрией, оказывающей услуги в сфере социальной реабилитации и работающей в формате постоянного консорциума, т.е. объединения самостоятельных предприятий, работающих в той деятельности, где оно достигло наивысшего уровня профессионализма.
Надо учитывать, что невозможно осуществить прямой перенос использования передовых зарубежных образцов развития социальной реабилитации. Зарубежный опыт может быть лишь фрагментом более масштабных работ по созданию теоретических и организационных основ развития социальной реабилитации в России. То есть мы должны актуализировать необходимость разворачивания научной работы по разработке базовых основ теории управления процессом социальной реабилитации.
Полагаю, что объектом проектирования должны быть не вещи и не вещные организованности, а системы деятельности, вторым направлением развития проектирования должна стать работа по анализу существующей ситуации, ее динамике, протезированию, выработке стратегии. Необходимо учитывать вопросы окружающей среды, а именно «за чем и для чего осуществляется социальная реабилитация человека», только учитывая контекст проблем государства и общества, можно планировать, проектировать, прогнозировать и строить системы взаимоотношений между РЦ и внешней средой взаимодействующей с центрами реабилитации.
По сути, необходимо проектирование картины будущей роли людей, прошедших социальную реабилитацию, исходя из которой формировать/планировать программы и проекты взаимодействия негосударственных организаций в сфере социальной реабилитации для построения высокоэффективной комплексной системы социальной реабилитации в России.
В настоящее время, наблюдения за организациями, осуществляющими деятельность в пространстве социальной реабилитации показывают следующую картину:
Негосударственные организации представлены в виде коммерческих и некоммерческих структур, что определяет у каждой из них разные цели деятельности, выраженные в юридических документах (Гражданский кодекс РФ), а именно в коммерческой организации основной целью является прибыль, а в некоммерческой (и общественной) организации получение прибыли не является основной целью.
Существует большая дифференциация по взглядам на реабилитацию среди организаций, даже при применении одних и тех же программ.
Самостихийность образования РЦ не создала единого профессионального реабилитационного сообщества, что создает так сказать «языковой барьер»
Отсутствие единого корпоративного регулирования предоставляет право установления своих форматов взаимоотношений с клиентами, а также открывает поле для нерегулируемой, а по сути вредной и опасной конкуренции, в которой небольшие РЦ оказываются не защищенными.
Отношение с наркологией и в целом системой здравоохранения, как правило, основывается на личных отношениях с конкретным наркологом, а не с наркологической системой в целом, что порождает дополнительные проблемы при строительстве регионального кластера.
Многие указанные обстоятельства имеют и коррупционный климат.
На мой взгляд, указанные данные обстоятельства наиболее эффективно и в то же время мягко могут быть решены только через проектный подход, где система социальной реабилитации становится проектом, строящим процесс социальной реабилитации от уровня сферы до корпоративных отношений.
Важным инструментом создания единой индустриальной системы социальной реабилитации является разработка и принятие единого этического кодекса реабилитационного сообщества, который мог бы быть предложен как негосударственная система отношений РЦ через профессиональное объединение центров - Национальной ассоциацией реабилитационных центров - на федеральном уровне и для кластеров на региональном.
Основными положениями Этического кодекса могут стать:
- характер взаимодействия с государственными органами
- степень открытости и финансовой прозрачности РЦ по отношению к клиенту
- четкая установка, что реабилитационная деятельность не может являться деятельностью с основной целью – получение прибыли
- кооперативный принцип взаимоподдержки и взаимодополнения РЦ друг другом и табу на «дикую конкуренцию», т.е. распределение функций при образовании кластера
- единый набор принципиальных правил реабилитации, т.е. что ни один РЦ не может позволить реабилитанту
- постоянный образовательный рост реабилитационного сообщества, включая руководителей РЦ


Таким образом, проектирование систем социальной реабилитации как сферы и как индустрии основанной по консорциумной схеме, а также формирование четких и жестких корпоративных правил реабилитационного сообщества, создадут понятное пространство, как для самого реабилитационного сообщества, так и для государства, обеспечивающее перспективы устойчивого развития сообщества, его морально-нравственные алгоритмы работы, а также создаст устойчивое понимание индустриального значения социальной реабилитации. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий