просто интересно всё

пятница, 5 августа 2016 г.

Концепция создания кластера экспорта образования Нижегородской области.

Инициаторы:
НОУ ВПО "Дипломатический институт св. бл. кн. Александра Невского"
Общественная Академия стратегического проектирования «Центра социального развития и противодействия наркотизации» АНО
АНО «Институт демографии, миграции и регионального развития»

Цель: создать в Нижегородской области мощный образовательный кластер, повышающий в разы (до 10 000 студентов) приток иностранных студентов для обучения на коммерческой основе.

Проблема: в настоящее время курс рубля позволяет взаимовыгодно оказывать услуги для других стран. Так одним из крайне рентабельных направлений является азиатское направление, которое в настоящее время ориентировано на обучение в Турции, Индии и ряде восточно-европейских стран. Россией же эти страны практически не охвачены. Кроме того, в настоящее время работа российских образовательных учреждений в других странах значительно ниже, чем ее конкурентов из Турции и даже Пакистана. Например, в такой стране как Афганистан, у которого есть потребность в обучении своих граждан, на 50-летии второго ВУЗа страны – Нангархарского – от России присутствовало 2 человека, прибывших в частном порядке.
Также, очевидным является, что отдельные ВУЗы не смогут охватить работой все, потенциально заинтересованные, страны, при этом, данное повышает представительскую часть затрат. Именно поэтому предлагается метод кластеризации.

Пребывание иностранных студентов:
Согласно исследованию проведенному НГТУ им. Р.Е.Алексеева под руководством доцента Савченко И.А.:
При оценке влияния соседства с русскими людьми многие иностранные студенты (в среднем – 86%) убеждены, что ничего не переняли у них. Такое качество, как любовь к русской кухне, переняли 2%, гостеприимство – 2%, трудолюбие – 1%, любовь к России – 4%, привычку к распитию спиртного – 2%, «независимость и свободу поведения» переняли у русских 2%; 9% полагают, что научились у русских говорить по-русски.
При этом, по разным данным, примерно четверть иностранных студентов остается жить в России (то есть заводят семьи, детей, приобретают недвижимость), более половины – не покидают нашу страну после окончания вуза, а остаются на неопределенное время. [Давидсон А.Б., Иванова Л.И. Московская Африка. Научный совет Российской академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. Издательство театрального института им. Б. Щукина. М., 2003.]
Китайцы (87%) считают Россию «сильным государством, способным их защитить» (30%) или местом, где они «чувствуют себя в безопасности» (57%).
Африканцы, напротив, считают Россию «землей, откуда их гонят» (28%) или местом, где они «НЕ чувствуют себя в безопасности» (51%).
При этом индусы, которым в России «хорошо», в большинстве своем считают нашу страну, тем не менее, местом, где они «НЕ чувствуют себя в безопасности» (71%).
Перспективным является то, что очень многие (согласно выше указанному исследованию), хотя далеко не все, связывают с Россией не только собственное будущее, но и будущее своих детей, что означает перспективность развития сегмента образования для иностранных граждан  Нижегородской области, но как видится, с преодолением тех угроз, которые обозначены в исследовании и выстраивание образования соответствующего тенденциям стран исхода.

Что предлагается?
В настоящее время ведется консолидированная подготовка двух образовательных кластерных площадок на территории Нижегородской и Томской областей. В Томской области уже существует структура кластера, в Нижегородской области идет процесс проектирования частными силами.
Мы видим, что в настоящее время в Нижегородской области необходимо консолидировать работу основных ВУЗов и СУЗов Нижегородской области с созданием единого уполномоченного центра, который будет заниматься продвижением на рынке стран Азии образовательных учреждений Нижегородской области.
Этот центр (институт, администрация кластера, академия, департамент), может быть как государственным, так и не государственным, будет заниматься привлечением иностранных студентов в Нижегородские ВУЗы, приемом и обработкой документов, подготовкой абитуриентов для поступления (нулевой факультет), отбором и распределением по желаемым специальностям между ВУЗами и СУЗами, проводить единые адаптирующие к традициям и образу жизни в России мероприятия.
Также, целесообразно иметь образовательно-аналитический отдел для оптимизации учебных программ под требования страны-исхода (практикоориентированное образование в соответствии с концепцией развития страны-исхода). Данная деятельность позволит создать новые рабочие места для специалистов-регионоведов и усилит позиции области в международном инвестиционном процессе.
Организовать такое учреждение возможно на месте бывшего Нижегородского института менеджмента и бизнеса, который устроен таким образом, что можно организовать прием иностранных студентов на единой территории «общежитие-институт».

Как организовать?
Для начала проектирования и организации процесса создания кластера необходимо обсуждение концепции в рамках государственно-административных и образовательных кругов Нижегородской области. Без понимания проблематики Главой Нижегородской области и ВУЗами (СУЗами) Нижегородской области вопрос быть решенным не может.
Необходимо выполнение следующих действий:
- формирование рабочей группы по развитию проекта кластера на площадке ТПП Нижегородской области;
- обсуждение предложения уполномоченными ведомствами Правительства Нижегородской области и руководством ведущих ВУЗов и СУЗов Нижегородской области;
- обсуждение с Губернатором Нижегородской области;
- создание проекта кластера-консорциума образования иностранных студентов в Нижегородской области;
- организация кластера и уполномоченного учреждения. Кластер может быть построен на основе договорных отношений с управляющим центром.

На наш взгляд, проект организации кластерно-консорциумной формы работы с иностранными студентами, это не просто эффективный способ организации высокодоходной отрасли экономики, но это задел на создание рынков сбыта для промышленности Нижегородской области, ПФО и России в целом, развитие эффективной общественной дипломатии и профилактика агрессивных настроений в отношении России.
При этом, создание кластера в Нижегородской области автоматически создает возможности для работы по всему ПФО с управляющим центром в Нижегородской области.



Базовые цифры:


Турция: Согласно данным, предоставленным Советом по высшему образованию Турции (YÖK), в течение 2014/2015 учебного года в турецких университетах обучались порядка 72 тыс. 178 студентов из 240 стран.
В соответствии с данными YÖK, в Турции предпочитают получать образование студенты со всех уголков земного шара, в том числе из таких соседних стран, как Иран, Ирак и Греция, а также из стран Карибского бассейна, Новой Зеландии и африканского континента.
Самое большое количество иностранных студентов – 10 тыс. 638 – приехали в Турцию из Азербайджана. На втором месте в списке оказался Туркменистан – 9 тыс. 92 студента. Из Сирии, Ирана и Афганистана в страну приехали 5 тыс. 560, 5 тыс. 302 и 3 тыс. 672 учащихся соответственно. Далее в списке следует Ирак – 3 тыс. 33 студента.
В Турции получают образование учащиеся из Греции (1 тыс. 826), Кыргызстана (1 тыс. 819), Казахстана (1 тыс. 799), Косово (1 тыс. 23) и Китая (1 тыс. 88).

США: общее число иностранных студентов в США за 15 лет возросло на 72%, с 514,723 в 1999/2000 году до 886,052 человек в 2013/14. Эти студенты стимулировали экономический рост в 27 млрд. долларов и стали причиной появления новых 340,000 рабочих мест с осени 2013 года.
В комментарии к этой новости, IIE сообщает: «В американских кампусах стало в пять раз больше китайских студентов по сравнению с 2000 годом, почти в два с половиной раза больше индийских студентов, в семь с половиной раз больше вьетнамских студентов и более чем в десять раз больше студентов из Саудовской Аравии».
Сравнивая этот и предыдущий годы, в 2013/14 году было на 66,408 иностранных студентов больше зачислено в университеты и колледжи США, чем в прошлом году. В это число почти целиком вошли студенты из Китая, Саудовской Аравии, Индии, Бразилии, Ирана, Кувейта, где на Китай и Саудовскую Аравию в совокупности приходится 73% роста.
Заявления из Китая за этот год выросли на 17%. В американских учебных заведениях в настоящее время число китайских студентов превышает 240,000, а студенты из Китая составляют 31% от всех зачисленных студентов-иностранцев в США.
Данные Council of Graduate Schools (CGS) заявляют о двух годах последовательного роста просьб о зачислении от индийских студентов. Open Doors 2014 сообщает о 6% росте зачисления индийских студентов в этом году. Это остановило трехлетнее падение числа индийских студентов в университетах США и составляет почти 103,000 человек.
Также следует отметить, что три самые быстро развивающиеся страны ‒ Кувейт, Бразилия и Саудовская Аравия обеспечили своих студентов большим количеством стипендий и программ по поддержке обучения за рубежом.
Страны, вошедшие в первую тройку ‒ Китай, Индия и Южная Корея вместе составили 50% всех иностранных студентов в США. Саудовская Аравия, занявшая четвертое место, добавила свои 6%. Помимо этих четырех стран, все остальные не составили более 5%. Они входят в топ-25, отправляя 5,000 студентов ежегодно, 17 из этого топ-25 стран обнаружили рост в этом году, в том числе:
Бразилия, Канада, Китай, Колумбия, Германия, Гонконг, Индия, Индонезия, Иран, Кувейт, Мексика, Нигерия, Саудовская Аравия, Испания, Великобритания, Венесуэла, Вьетнам.
IIE добавляет: «Наблюдается уменьшение притока студентов из нашего третьего ведущего экспортера Южной Кореи (на 4%), а также из Тайваня (на 3%), Турции (на 4%) и Непала (на 9%). Причиной этого снижения, вероятно, можно считать сочетание глобальных и локальных экономических факторов, а в некоторых случаях, расширение возможностей получения высшего образования в родной стране.»

Россия: По статистике, больше всего среди студентов-иностранцев в России выходцев из Казахстана (53 809 человек, или 28,8%), на 2-м месте - белорусы (17 724 человека, или 9,4%), на 3-м - украинцы (15 978 человек, или 8,5%), замыкают топ-5 представители Туркмении (15 631, или 8,4%) и Узбекистана (15 025, или 8%). В топ-10 входят еще азербайджанцы, китайцы, таджики, молдоване и представители Индии.
К примеру, в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) учится около 2000 иностранных студентов из 35 стран, тогда как годом ранее их было около 1500, рассказали в пресс-службе. Большинство (около 70%) - это граждане КНР. Также много абитуриентов приезжает из Республики Кореи, Вьетнама, Малайзии и других стран АТР, а также всех стран СНГ. В 2014 г. в ДВФУ впервые поступили студенты из Лаоса, Монголии, Афганистана, Ирака, Конго, Танзании, Индии, Сербии, Египта, Индонезии.
Всего 186 606 человек (большинство из которых граждане СНГ).


Сколько же иностранных студентов в Нижегородской области?

Сейчас в Нижегородской области успешно функционируют 11 государственных вузов, в которых обучается около двух тысяч иностранных студентов. «Эта цифра из года в год остается стабильной. Чаще всего к нам приезжают учиться ребята из стран дальнего зарубежья, и только треть — из СНГ. (Минобр Ниж. обл., 2015год).
Количество иностранных студентов в ННГУ – 1000 чел. (Стратегия).
При этом, в Стратегии Нижегородской области до 2020года определено, что научно-образовательный комплекс становится главной движущей силой экономики и ключевым фактором конкурентоспособности. При этом вклад научно-образовательного комплекса в экономику области должен оцениваться с точки зрения четырех составляющих, одним из которых, фактор роста, стимулирующий появление предприятий новой экономики, формирующихся на базе научно-образовательного комплекса и обладающих высоким потенциалом роста.

Советский период:

После окончания Второй мировой войны в СССР стали приезжать на учебу представители стран Восточной Европы и Азии, а позднее Африки, Латинской Америки и Западной Европы. В 1960 г. в Москве был создан Университет дружбы народов, названный позднее именем Патриса Лумумбы, первого президента независимой Республики Конго. Этот университет стал одним из крупнейших в мире учебных заведений по подготовке иностранных специалистов. За 40 лет (с 1950 по 1990 гг.) количество иностранных студентов в Советском Союзе увеличилось более, чем в 20 раз, достигнув, накануне распада СССР, 126,5 тысяч человек, что составило 10,8% от общемировой численности иностранных студентов и позволило советским вузам формально занять 3-е место в мире после американских и французских вузов по количеству студентов-иностранцев (в США в 1990 году, по данным ЮНЕСКО, обучалось 407,5 тысяч иностранных студентов, во Франции - 136 тысяч).

Распад СССР разрушил сложившуюся в стране систему обучения иностранных студентов. Из-за недостаточного финансирования были закрыты культурные центры в целом ряде развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также бывших социалистических странах Восточной Европы. Более 500 учебных заведений в зарубежных странах, созданных при содействии СССР, лишились российской поддержки и перешли под опеку других государств.
В связи с переходом России к рыночной экономике актуальным стал вопрос коммерциализации профессиональной подготовки кадров как для страны, так и для зарубежных государств. Перед российскими вузами стала задача занять достойное (и выгодное) место на международном рынке образовательных услуг.
По данным ЮНЕСКО, в 1996 г. доля иностранных студентов, обучавшихся в России, составляла около 5% от общемировой численности всех иностранных студентов (насчитывавшей свыше 1,5 млн. человек).

Энергично наращивают усилия в области международного образования экономически развитые страны Азии, прежде всего Япония (в 1994 г. - 53,5 тысячи иностранных студентов, в настоящее время - более 70 тысяч). Быстро прогрессирует Китай, который за последние 10 лет увеличил количество обучающихся в китайских вузах иностранцев в восемь раз (с 5000 человек в 1990 г. до 40000 человек в 2000 г.). В последние годы в экономику образования вложил многие миллионы долларов Сингапур, также превратившийся в крупный международный образовательный центр, активно использующий различные современные, в том числе дистанционные формы обучения. Впечатляющих успехов по привлечению иностранных студентов достигла и другая островная страна - Новая Зеландия, увеличившая с 1997 по 2002 г. количество иностранных студентов почти в пять раз (с 6400 до 30000 человек). Активно рекламирует за рубежом образовательные услуги своего единственного университета даже Мальта, предлагая иностранным студентам и школьникам (в том числе российским) обучение на разнообразных языковых курсах.

Место, которое занимает на международном рынке образовательных услуг Россия, не соответствует ее значительному образовательному потенциалу. Так, если во всех странах мира на сегодняшний день обучаются примерно 2,5 млн. иностранных студентов, стажеров, аспирантов (в том числе более 150 тысяч американцев, свыше 120 тысяч китайцев, 70 тысяч южных корейцев, 65 тысяч японцев, около 50 тысяч немцев, почти столько же тайваньцев и т.д.), и из них в России около 100 тысяч человек (по данным Минобразования РФ в 2001 г. в России насчитывалось 95957 иностранных студентов, в том числе 61426 человек из стран дальнего зарубежья и 34500 из стран ближнего зарубежья или СНГ, причем среди последних на дневных отделениях обучалось немногим более половины - 19,9 тыс. человек), то доля России на международном рынке образования (по численности иностранных студентов) ориентировочно составляет 3,8%. В 1996 г. этот показатель приближался к 5%, а в 1990 доля всего СССР формально составляла около 11%. Если не включать в число "стопроцентных" иностранных студентов, обучающихся в вузах России, выходцев из стран СНГ, как это имело место в вузовской статистической отчетности в 90-х годах, а иногда практикуется и в международных справочниках по образованию, то доля российских вузов на международном рынке образовательных услуг по показателю численности обучающихся иностранцев оказывается еще более низкой - около 2,5%. Это сравнимо с общей долей России в совокупном мировом экспорте всех товаров и услуг, составляющей сегодня, по данным Центра исследований постиндустриального общества, лишь 1,4%. Укажем также, что показатель доли иностранцев в составе российских студентов равен 1,7%, в то время как в Германии он составляет 10%, в США - 3,9% и т.д.

http://www.russia.edu.ru/information/analit/1300








Комментариев нет:

Отправить комментарий